Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная Структура УСК по Витебской области Новости

Не стоит надеяться на авось: старший следователь Дмитрий Королев о расследовании ДТП

03.01.2022
Основная причина серьезных аварий — неправильно выбранный скоростной режим, считает старший следователь отдела по расследованию преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта следственного управления УСК по Витебской области подполковник юстиции Дмитрий Королев.

Наше подразделение занимается уголовными делами о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших по неосторожности причинение тяжких телесных повреждений либо смерть. Несмотря на то, что число аварий с серьезными последствиями из года в год снижается, они по-прежнему случаются довольно часто. В среднем в производстве каждого из шести следователей нашего отдела одновременно находится по 5-8 дел.

— Дмитрий Александрович, в чем особенность расследования ДТП?

— Высокая трудоемкость процесса сбора доказательств. Кроме тщательного сбора следовой информации на месте ЧП, при расследовании дорожно-транспортных происшествий не обойтись без проведения экспертиз, в том числе автотехнических и судебно-медицинских. Возможности судебных экспертов в большинстве случаев позволяют заглянуть во многие нюансы случившегося: установить техническое состояние транспортных средств до ДТП, их скоростные режимы, смоделировать механизм развития ДТП, установить, как участники располагались относительно друг друга в момент контакта, установить механизм образования телесных повреждений у пострадавших, рассчитать, была ли у сидящего за рулем техническая возможность предотвратить трагедию, и ответить на другие вопросы, поставленные перед ними следователем.

Большое подспорье в установлении истины, особенно в городах, — обилие камер видеонаблюдения, а также наличие видеорегистраторов в транспортных средствах.

— Тем не менее, думаю, некоторые люди пытаются вас обвести вокруг пальца, чтобы избежать ответственности?

— Да, бывает, виновные, понимая, что им грозят реальные сроки наказания, придумывают какие-либо версии, их оправдывающие. Как правило, при проведении следственных действий удается вывести лгунов на чистую воду. Например, в последнее время все чаще водители ссылаются на внезапное ухудшение состояния здоровья. Однако обычно путем анализа следовой информации на месте происшествия, изучения медицинской документации таких водителей, допросов очевидцев происшествия, медицинских работников, проведения экспертных исследований удается выяснить, говорит ли водитель правду. Так, не так давно в Оршанском районе автолюбитель сбил человека и утверждал, что в момент ДТП находился без сознания. Тем не менее удалось собрать неопровержимые доказательства, подтверждающие, что он непосредственно до наезда на пешехода совершал целенаправленные действия, воздействовал на органы управления автомобилем, что в бессознательном состоянии сделать невозможно. Более того, по результатам медицинского освидетельствования этого водителя было установлено, что он в момент ДТП находился в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств. В итоге суд приговорил мужчину к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

— Получается, виновному в аварии в любом случае грозит уголовная ответственность?

— Уголовная ответственность для виновника ДТП наступает при причинении смерти либо тяжких телесных повреждений потерпевшему, а также по заявлению пострадавшего при причинении ему менее тяжкого телесного повреждения. При назначении наказания учитываются смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и прочее. В исключительных случаях, как правило, при негрубых нарушениях ПДД и при полном возмещении причиненного вреда, если виновник аварии впервые совершил преступление и примирился с потерпевшим, суд, прокурор или следователь с согласия прокурора вправе прекратить производство по делу и освободить виновного от уголовной ответственности. Поблажек не стоит ждать нетрезвым водителям, наоборот, законодательство на их счет только ужесточается.

— С какими мифами о ДТП вам приходится регулярно сталкиваться, общаясь с обывателями в быту или просматривая новости в интернете?

— У людей существует много ошибочных суждений. Самое распространенное, пожалуй, то, что при наезде на пешехода виноват всегда водитель. Каждая ситуация уникальна, и сидящий за рулем не всегда может своевременно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки. Например, когда пешеходы выходят на проезжую часть в темное время суток, не обозначив себя световозращающими элементами, и вне пешеходных переходов. При наезде на пешехода на «нерегулируемом пешеходном переходе» или на регулируемом пешеходном переходе при запрещающем для водителя сигнале светофора виноват водитель, а вот вне зебры - не факт. Если по результатам расследования будет установлено, что водитель правила дорожного движения не нарушал и не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пересекавшего проезжую часть в неустановленном месте пешехода, то уголовное преследование в отношении такого водителя будет прекращено. Однако не следует забывать, что в соответствии со статьей 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе и использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

— Можно ли сделать дороги Витебщины безопаснее?

— Ситуация с дорожно-транспортным травматизмом в области становится лучше с каждым годом. В этом огромная заслуга госавтоинспекторов, проводящих активную профилактическую работу, дорожников и государства, заботящихся о качестве дорог, в том числе вдали от областного центра. Мы, со своей стороны, расследуя каждое ДТП, пытаемся установить причины и условия, способствовавшие их совершению, выносим представления об устранении в дорожные организации и органы власти. Например, настаиваем на установке дополнительных знаков, ограждений и прочего, что, несомненно, снижает аварийность на определенных участках проезжей части.

Вместе с тем все эти усилия будут тщетны, если водители и пешеходы не будут взаимовежливы и дисциплинированы. Первым стоит учитывать погодные, дорожные условия и освещенность пути, особенно осенью и зимой, выбирая скорость движения, а не просто соблюдая допустимые ограничения, чтобы избежать штрафа. Пешеходам советую не надеяться на то, что у них преимущество при переходе улиц по зебрам, и внимательно смотреть по сторонам.

Источник: ВИТЕБСКИЕ ВЕСТИ