Прикоснуться к истории: следователи помогают установить имена воинов,
отдавших свои жизни за наше мирное небо
15.05.2024
Лишь сильные духом, наполненные мужеством, верные Родине люди, с
честью по крупицам устанавливают историческую правду и имена воинов,
отдавших свои жизни за наше мирное небо, а те, кто хочет стереть правду о
настоящих героях Великой Отечественной войны – морально проигрывают,
забыв известные слова: «Тот, кто не знает прошлого, не знает ни
настоящего, ни будущего, ни самого себя».
В то время, когда за границей переписывают историю, сносят памятники советским воинам, пресекают попытки людей возложить цветы в память воинам-победителям Второй мировой войны, в Витебской области следователи совместно с 52-м отдельным специализированным поисковым батальоном и военно-историческим поисковым патриотическим клубом «Витебский рубеж» в силу своих возможностей устанавливают имена погибших в боях за освобождение Родины. Так, в Сенненском районе прошла поисковая операция на месте крушения советского бомбардировщика Пе-2. В ней под руководством заместителя начальника УСК по Витебской области Виталия Хвесюка приняли участие сотрудники Следственного комитета.
Справочно: Пе-2 – советский пикирующий бомбардировщик времен Второй мировой войны. Разработчиком Пе-2 является авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков. Знаменитый бомбардировщик принес своему создателю Сталинскую премию первой степени, присвоенную ему 14 марта 1941 года, а 12 января 1942 года и гибель из-за непогоды (в этот день с летно-испытательной станции авиазавода вылетели два только что собранные бомбардировщика Пе-2. В одном из них в задней кабине, заваленной грузами, находился Владимир Петляков. Ему срочно нужно было попасть в Москву. В районе Арзамаса самолеты встретила низкая облачность, двести метров, и летчики собирались идти на бреющем полете. Однако через 35 минут после полета Пе-2 с авиаконструктором внезапно поворачивает влево и, быстро снижаясь, идет на вынужденную посадку. Совершить которую не смог: у бомбардировщика загорелся левый двигатель, и охваченный пламенем он рухнул на землю с небольшой высоты).
В начале июля 1941 года во время Лепельского контрудара советские бомбардировщики Пе-2 бомбили танковые колонны врага. Немецкими «Мессершмиттами» были сбиты два Пе-2 из состава 95-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 47-й смешанной авиационной дивизии, выполнявших боевые вылеты. В ходе поисковых операций в Витебской области имена членов экипажей удалось установить (пилот лейтенант Павел Федорович Серов, стрелок-бомбардир (штурман) лейтенант Николай Фролович Антропов, стрелок-радист младший сержант Георгий Павлович Ляхович; пилот старший лейтенант Михаил Иванович Гармаш, стрелок-бомбардир (штурман) Иван Григорьевич Бочаров, стрелок-радист сержант Петр Иванович Левшунов). Согласно данным военно-исторического поискового патриотического клуба «Витебский рубеж» в районе деревни Нерейши Сенненкого района потерпел крушение один из Пе-2, второй – сел в районе деревни Смоляны (20 километров северо-западнее Орши). Экипажи погибли.
Экипаж грозной «пешки» состоял из трех человек – командира, штурмана и стрелка-радиста. В каждом из вышеуказанных экипажей стрелками-радистами были наши земляки: уроженец Витебской области младший сержант Ляхович Георгий Павлович и уроженец Могилевской области сержант Левшунов Петр Иванович.
Стоит отметить героизм стрелка-бомбардира, комсомольца Николая Антропова. В воздушном бою, расстреляв все патроны и сбив фашистский истребитель, он продолжал отбиваться от врага, отстреливаясь из ракетницы и пистолета. Убедившись, что ответного огня с самолета Пе-2 нет, два фашистских самолета с дистанции 25 метров подожгли самолет.
Особой надеждой обнаружения останков экипажа была наполнена Татьяна Мысенко, специально приехавшая из Москвы на место раскопок – место гибели ее двоюродного дедушки Николая Антропова. Ее поездка увенчалась успехом. Поисковики обнаружили фрагменты советского бомбардировщика. Огромной удачей мероприятия стали запчасти с заводской маркировкой, благодаря которым установлен экипаж самолета. Так, по заводским номерам моторов, которые были продублированы на стопорных шайбах, удалось установить, что боевая машина принадлежала экипажу лейтенанта Павла Серова.
Вклад каждого участника поисковой операции важен. Только общими усилиями возможно установить обстоятельства тех давних событий, которые врезались в память нашего народа. Так, следователи зафиксировали обстановку на месте поисковой операции. По обнаруженным и изъятым костным останкам, оружию и боеприпасам назначили необходимые экспертные исследования.
Следователи Витебской области чтят память советских воинов, отдавших свои жизни за свободу Родины.
Официальный представитель УСК по Витебской области
Оксана Лазько

Следственный комитет
