Проект «На службе и в жизни». Наталья Лучинович – старший следователь Червенского отдела Следственного комитета

28.03.2025
– Наталья, расскажите, где Вы родились, как прошло Ваше детство, были ли в семье следователи, правоохранители или Вы – первая?

– Я родилась и выросла в Молодечно. В семье, кроме родителей, есть старший брат. Никто до меня не был связан с правоохранительными органами. Разве что дедушка в своё время работал фельдшером в вытрезвителе!.. Родители были радиоинженеры, оба закончили РТИ – радио-технический институт – и работали на заводе «Спутник».  По поводу будущей профессии мне они ничего вообще не советовали. Никто не говорил – «Выбирай вот это, потому что это очень популярно» или «Учись, с этой специальностью будешь зарабатывать много денег». Дали возможность выбрать и определиться самой. Говорили так: «Кем захочешь, тем и будешь!» Планов у меня в детстве было много разных. Сейчас я уже всех не помню, но помню, как одно время хотела стать ветеринаром, чтобы лечить котов, собак. И папа спросил: «А ты сможешь их усыплять?»  Я подумала, поняла, что не смогу, и перехотела…

– А помните, когда решили стать следователем?

– Конкретно пришла мысль поступать на юридический, наверное, в старших классах. На самом деле мне кажется, что это подсознательно было во мне всегда. Папа собирал большую библиотеку, и я прочитала всё собрания сочинений Чейза и Картера Брауна. Строила, конечно, пока читала, свои версии, кто преступник, раздумывала, как действовала бы я сама на месте следователя или детектива.

– Выпускники иногда рассказывают, что поступали «за компанию». За Вами никто не последовал из школьных подружек?

– Нет, не было подружек, которые бы поступали со мной, лишь бы продолжать быть вместе, дружить и так далее. Моя школьная подружка, с которой мы общаемся до сих пор, поступила на экономиста, а я в институт правоведения. Училась пять лет, и ни разу не возникало мысли, что это не моё. Любимый предмет был «уголовное право», для меня он был очень интересный. Средний балл у меня был выше «восьмёрки», впрочем, как и у однокурсников в группе.

– Когда выбирали специализацию во время учёбы, сразу определились с будущей профессией?

– Нет, не сразу. Специализацию я выбрала на третьем курсе, и она не была связана с деятельностью Следственного комитета. Это было «налоговое и банковское право». А дипломная работа называлась «Защита банковской информации». Вместе с тем, полученные во время учебы знания мне пригодились, когда я расследовала уголовные дела, связанные с ИКТ – информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас этим направлением занимается мой коллега Александр Колтович. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим газетную публикацию и про него. Ведь это специалист с огромным опытом, ему будет о чём рассказать, а молодёжи – чему у него поучиться.

– Ваш личный опыт здесь – это сколько лет?

– В октябре будет десять лет, как я пришла на работу в районный отдел следственного комитета. Вот прямо сейчас думаю об этом: ничего себе! Уже десять лет!.. Сейчас я в звании майора юстиции. Чтобы после «гражданского» ВУЗа получить офицерское звание, нужно было пройти аттестацию, мне повезло – я прошла её в самом начале работы.

– Ведь Вы могли работать и без аттестации?

– Могла бы, часть сотрудников тоже работают с гражданскими специальностями, и у них нет офицерских званий.

– Раньше Вы расследовали дела, связанные с ИКТ. А сейчас какое у Вас направление?

– По должностным обязанностям расследую экономические преступления и дела, связанные с наркотиками. Лично для меня экономические дела более сложные, так как занимаюсь ими меньший период времени. А дела по наркотикам расследую с 2018 года.

– Каким было дело, которое особенно запомнилось?

– Самый запоминающийся случай в моей практике был, пожалуй, о травмированном ребёнке. Произошло следующее: многодетная мама оставила своих детей под присмотр соседке и пошла в магазин. В это время один из детей выпал из кроватки и получил перелом костей свода черепа. Образовалась гематома.

Но женщина-соседка не рассказала маме деток о том, что случилось. Родители увидели гематому немного позже. Стали соседку расспрашивать, и она ответила: «Я ничего не знаю».

Хорошо, что родители пусть не в ту же минуту, но всё-таки достаточно своевременно обратились в больницу. И, к счастью, ребёнок сейчас жив-здоров. Хотя прогнозы были разные, пришлось поволноваться. С связи с этим хочу обратить внимание всех родителей маленьких детей на то, как порой мало времени надо, чтобы случилось что-то плохое. Это буквально секунда! Беда может случиться за мгновение! Поэтому не оставляйте без присмотра деток, особенно малышей. Старайтесь всегда держать их в поле зрения или быть рядом.

– Ваша работа такая сложная, забирает столько энергии. Как Вы отдыхаете, как набираетесь сил?

– Да, работа требует концентрации, собранности, сосредоточенности, действительно порой выкладываешь все силы. Поэтому обязательно нужно какое-нибудь хобби, которое расслабляет, умиротворяет и даёт отдых уму. Для меня такое хобби – это вязание крючком и вышивание. И в вышивке, и в вязании нужно постоянно считать – петли, ряды и тому подобное. И процесс нужно контролировать постоянно. Поэтому о работе и делах думать просто не сможешь, если бы и хотел. Это помогает расслабиться, разгрузить мозг. Ещё умею рисовать. В школе училась в классе с уклоном в изобразительное искусство. В одиннадцатом перешла в военно-патриотический класс, так как там было углублённое изучение физики и математики – предметов, необходимых мне для поступления в ВУЗ.

– У Вас в кабинете репродукция с Фемидой – это олицетворение Вашей деятельности как следователя?

– Это не репродукция, а моя вышивка, я сама её сделала. Если Вы подойдёте поближе, то увидите под стеклом не краску и бумагу, а ткань и нитки.

Да, Фемида это символ нашей деятельности: мы не отвлекаемся ни на какие внешние детали и факторы, так как перед правосудием должны быть равны все, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, уровня благосостояния и любых других факторов.

– В серии публикаций о сотрудниках следственного комитета уже начала складываться такая традиция, что герой каждого материала рассказывает напоследок какой-нибудь забавный или курьёзный случай.

– Курьёзных случаев у меня было мало, даже и трудно вспомнить… Было такое: парень выращивал марихуану где-то в очень неприметном месте, довольно далеко от дома. Чтобы скрыть от родителей не только свою плантацию, но и «урожай», он закатывал собранное в трёхлитровые банки и возил их с собой в машине. По чуть-чуть употреблял. И однажды его остановила «Стрела». Хотели проверить документы на машину, так как их заинтересовал оторванный бампер. А в машине нашлось по итогу совсем другое! Вот так с трёхлитровиками его и взяли. Не зря говорят: «Сколько верёвочке не виться, а конец будет».

– Кажется, «довилось» до максимума и количество текста в нашем с Вами интервью. А ещё хотелось много спросить!..

– Вы же пишете серию. Так что оставшиеся вопросы можно задать в следующих статьях моим коллегам. Все наши сотрудники – профессионалы, очень грамотные специалисты, ответят на вопросы любой сложности.

– Спасибо Вам большое за интервью, успехов в работе и вышить ещё много картин!

– Спасибо!

Истчник: cherven.by