Предъявлены обвинения двум курьерам мошеннического колл-центра
29.10.2025
Гомельским городским отделом Следственного комитета устанавливаются обстоятельства обмана пяти жителей юго-восточного региона, которые поверили телефонным мошенникам и перевели деньги на чужие счета.
По версии следствия, утром 3 октября злоумышленники из колл-центра параллельно атаковали звонками 49-летнюю жительницу Речицы и ее 32-летнего сына. Родственники работали в одной организации, проживали отдельно и не догадывались о двойном «нападении».
В обоих случаях преступный розыгрыш начался со странного сообщения в мессенджере о важном разговоре, пришедшего от пользователя с фамилией директора. Затем поступил звонок от лжесотрудника КГБ. Собеседник предупредил об утечке данных по банковскому счету, оформлении преступниками кредита и попытке вывода денег в воюющую страну. Он озвучил ряд указаний и призвал к абсолютной секретности.
После этого лжеработник Нацбанка дал инструкции о внесении встречных вкладов для аннулирования кредитов. Мать и сын внесли на свои счета требуемые суммы, установили на мобильный (по присланной ссылке) приложение с логотипом банка, приложили к телефону банковские карты и лишились денег. У мужчины списалось 2800 рублей, у его матери – 2000.
На следующий день аферисты сообщили женщине, что у сына аналогичные проблемы в связи с утечкой сведений по банковскому счету. Горожанку убедили помочь наследнику и перекрыть «мошеннический кредит» в размере 4000 тысяч рублей. Потерпевшая выполнила указания. В обоих случаях названные суммы взяла в долг у родственников, не объясняя причины. Через пару дней мать с сыном рассказали друг другу о своих злоключениях и обратились в милицию.
Октябрьское пятничное утро омрачилось тревожными звонками и для 43-летней матери-одиночки из Гомеля. В мессенджере ей позвонил работник Белпочты, обратился по имени-отчеству, велел забрать в отделении письмо по налогам, прислал смс с «кодом письма». Затем позвонил строгий «начальник из Нацбанка», который запугал мошенниками и уголовным делом. По его указанию женщина «задекларировала» свои сбережения: поехала в банк и внесла на свой счет наличность, купила новый мобильный, скачала на него приложение удаленного доступа, после чего обнаружила списание 9600 рублей. После выходных потерпевшая позвонила в Национальный банк и узнала об обмане.
В тот же день лишился наличности 55-летний житель Гомеля. После психологической обработки лжеработниками Белпочты и финансовой милиции мужчина «задекларировал» в интересах неизвестных лиц 3400 рублей.
В Жлобине от действий телефонных аферистов 7 октября пострадала 54-летняя горожанка. Женщина поверила циничным актерам и лишилась 6200 рублей.
Все потерпевшие после осознания обмана обратились в милицию. В ходе оперативно-разыскных мероприятий правоохранители задержали двух курьеров, принявших участие в транзите похищенных денег. Ими оказались граждане соседнего государства в возрасте 19 и 25 лет.
Гомельским городским отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело. Установлено, что фигуранты приехали в Беларусь в начале октября по заданию анонимных «работодателей» из Telegram. Гастролеры проживали в Минске на съемных квартирах. Младший получал реквизиты для доступа и снимал деньги в банкоматах, старший забирал у него наличность и покупал криптовалюту.
Обоим иностранным гражданам предъявлены обвинения по ч.3 ст.212 (хищение имущества путем модификации компьютерной информации, группой лиц, совершенное в крупном размере) Уголовного кодекса Республики Беларусь. С санкции прокурора к ним применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Следователи во взаимодействии с сотрудниками милиции устанавливают иные возможные эпизоды противоправной деятельности обвиняемых, а также причастных к преступлению лиц.
Примечательно, что все потерпевшие были осведомлены о наличии киберпреступности и распространении различных видов мошенничества с использованием банковских карт. Граждане почерпнули профилактическую информацию в СМИ, на рабочих местах. Однако после интенсивного и многоступенчатого «психологического шоу» потеряли способность к ситуативному критическому анализу информации и действовали на основании повышенной тревоги и страха.
Сотрудники Следственного комитета рекомендуют при поступлении странных звонков и СМС с просьбами сообщить сведения из паспорта, реквизиты банковских карточек всех членов семьи, документов на квартиру без объяснений прервать разговор, отключить телефон и пойти за советом в соседнюю комнату к супругу, к ближайшему разумному соседу, к взрослым детям, коллегам.
Официальный представитель УСК по Гомельской области
Мария Кривоногова

Следственный комитет
