«Мы должны стойко переносить всё»

12.09.2019
Находит убийц, перевоспитывает подростков и выигрывает соревнования. 23-летний старший лейтенант Павел Псеха в Гомельском городском отделе Следственного комитета всего второй год, но уже успел набраться опыта. Накануне Дня сотрудника органов предварительного следствия, который отмечается 12 сентября, корреспондент «Знаменки» поменялась ролями с самым молодым старшим следователем Гомеля. Вот что нам удалось о нем выяснить.

КМС в семье мастеров

Павел родился в спортивной семье. Мама – мастер спорта по плаванию, отец – по самбо. Оба были призерами чемпионатов СССР. В бассейн мама привела сына в пятилетнем возрасте.

Ее увидели знакомые и предложили работу, – рассказывает Павел. – До сих пор она – тренер по плаванию. Тренировала и меня, и младшего брата.

Мастером спорта стал и брат Даниил, а вот Павел так и не добрался до этого звания. Зато, смеется, взял количеством:

Я единственный в семье кандидат в мастера спорта. И сразу в нескольких видах (водное поло, плавание, самбо и служебное многоборье). Мама мне всегда говорила: «Пока маленький, будешь плавать, подрастешь – занимайся, чем хочешь». Лет в 13 я захотел на боевые искусства.

После единоборств увлекся водным поло, с командой занял второе место в национальном чемпионате. Какое-то время занимался греблей и карате. Уже начав ра­ботать, преуспел в служебном пятиборье. На стене рабочего кабинета молодого следователя – множество дипломов и медалей, самая ценная добыта в прошлом году: Павел выиграл рес­публиканский чемпионат Следственного комитета.

О карьере следователя Павел с детства не мечтал, не смотрел «ментовских» сериалов, не читал детективов. В школе собирался стать врачом:

Но с химией не сложилось, пришлось оставить медицинские мечты. Зато неплохо было с гуманитарными предметами: обожал английский. Получал удовольствие от геометрии, в которой нужно было доказывать, анализировать, сопоставлять. Наверное, это и помогло мне выбрать юриспруденцию.

В прошлом году Павел выиграл чемпионат Следственного комитета по служебному пятиборью

И на дуде игрец

С учебой проблем не было. Помимо спорта занимался музыкой, которой увлекся еще в школьные годы. В вузе талант обнаружили сразу, и парень стал участником группы. Отличное владение гитарой и исполнение каверов приносило свои плоды: в качестве поощрения за выступления музыкантам предоставляли отпуск.

После учебы стало не до музыки. На работу в Гомельский городской отдел Следственного комитета Павел поступил в 2017 году.

Хорошо помню свое первое дело – кража инструментов в Советском районе. Мне было интересно все: и допрашивать, и направлять дело в суд. Впрочем, неважных дел не бывает. Как-то возбудили уголовное дело: мужчина украл деньги и украшения у крестной матери, я тогда впервые участвовал в аресте. А потом выяснилось, что он еще и совершил убийство несколькими днями ранее.

Первое время Павел, бывало, работал без выходных, порой ночевал на работе. И мечтал перевестись в 1-е отделение. Там занимались тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Новичков туда не брали, но молодой следователь в итоге добился своего:

Мне еще во время учебы очень нравилась судебная медицина, я хорошо понимаю механизм нанесения телесных повреждений. Если раньше по моим делам давали штрафы, год в исправительном учреждении открытого типа, общественные работы, то тут – 17 лет, пожизненное… Такое наказание «заработать» можно только за действительно страшные вещи. Тут виднее, от какой опасности мы избавляем город.

Железные нервы

Первое убийство, в расследовании которого участвовал Павел, было бытовым. Двое товарищей выпивали, что-то не поделили, один другому всадил в шею нож. Сюжет на детективный сериал вряд ли потянет, но Павел одинаково гордится каждым случаем, когда виновный понес наказание.

Вчера узнали, что осудили двух человек, дали пожизненное по резонансному делу. Поступило сообщение от квартирантки о том, что хозяйка пропала без вести, а на зеркале кровь. Свою четырехкомнатную квартиру старушка сдавала нескольким нанимателям, а сама ютилась в дальней комнате. В итоге на­шли ее тело, завернутое в ковер.

Подозрение пало на одного из съемщиков, через сутки его с приятелем задержали. Беззащитную женщину они убили, чтобы вынести из квартиры ценности: бусы, шубу, брошь, золотое кольцо и икону.

Задача следователя – стойко переносить все: трупы, залитые кровью квартиры, общение с преступниками.

Смотришь, знаешь, что он сделал, но эмоциям воли не даешь. Так же и с родственниками жертв. Если будешь переживать боль каждого, надолго тебя не хватит.

Есть у Павла незаменимое для следователя качество – он почти всегда видит, когда ему лгут. И дело, говорит, даже не в дернувшихся мышцах или скошенных влево глазах –интуитивно понимает. А как получается находить общий язык с подростками?

Они мне доверяют. Был парасуицид у девочки. Я приехал к ней больницу, и мы беседовали. Подошла врач: «Она вам за полтора часа рассказала больше, чем нам за две недели». При работе по детским суицидам начинаем разбираться в личности ребенка. Чаще всего получается, что он, кроме школы и компьютера, ничего не видит. Я сам молодой, но у меня было так: школа, тренировка, уроки, спать. В выходные с папой и мамой куда-то идем. Сейчас понимаю, что до определенного возраста родители меня контролировали, а потом отпустили, но я уже знал, что плохо, а что хорошо. Включилась самодисциплина.

С улыбкой Павел вспоминает еще об одном случае. В такой же доверительной беседе удалось убедить отпетого хулигана пустить энергию в мирное русло – пойти в спортивную секцию.

Сам Павел внерабочее время по-прежнему предпочитает проводить активно. Так проще сбросить стресс и усталость – сходить в бассейн, на волейбол с коллегами или вместе с девушкой отправиться в путешествие по стране. Были в Минске, Бобруйске, Гродно. С Юлей Павел познакомился на работе:

Она проходила у нас практику. Я ее как-то позвал понятой, а потом и на свидание. Она понимает всю специфику работы, потому не ужасается, а очень мной гордится.


Автор текста: Ольга Вальченко 
Фото: Иван Яриванович