«В расследовании дел, связанных с ДТП, очень помогает видеонаблюдение». Следователь - о тонкостях работы

09.09.2025
«Чтобы установить обстоятельства произошедшего, по одному ДТП было проведено семь следственных экспериментов». Об особенностях своей профессии корреспонденту агентства «Минск-Новости» в проекте «Мой выбор - следствие» рассказал следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта столичного управления СК, подполковник юстиции Павел Хатари.

Наш герой родом из Бобруйска. Он воспитывался в семье спортсменов и о службе в правоохранительных органах никогда не мечтал. Будучи учащимся Бобруйского государственного училища олимпийского резерва, юноша успешно покорял спортивные вершины – он кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе, участник списочного состава юниорской сборной. 

В старших классах Павел начал задумываться о получении высшего образования и остановил свой выбор на Академии МВД. О службе в органах внутренних дел он имел представление только из художественных фильмов, но уже тогда понимал: это престижное образование и профессия.

Весной 2011 года П. Хатари проходил преддипломную практику в Бобруйском УВД, а после исполнял обязанности по должности следователя. Тогда он окончил несколько дел, приняв решение о передаче их прокурору для направления в суд. В августе его приняли на службу в то же подразделение.

Старшие товарищи оказывали поддержку и практическую помощь, а также рассказывали, что суточное дежурство может быть очень тяжелым и выматывающим, но оно не сравнится с одним выездом по сообщению о произошедшем дорожно-транспортном происшествии. Данную категорию дел в следственном отделе города не расследовали - их передавали в УВД Могилевского облисполкома. При этом оформлением и закреплением следов занимались именно следователи на местах происшествий. 

- Выезд на место ДТП случился на первом же самостоятельном дежурстве: поступило сообщение о столкновении двух транспортных средств на регулируемом перекрестке, с последующим возгоранием одного из них, и с пятью пострадавшими, - вспоминает собеседник. - Понимая важность закрепления всей вещно-следовой информации, я зарисовал весь перекресток и все объекты - клумбы, деревья, столбики, магазины, попадавшие в границы осмотра места ДТП. Руководствовался принципом: много - не мало. Оформление протокола осмотра места происшествия и схемы к нему заняло у меня всю последующую неделю. 

С 1 января 2012 года образовался Следственный комитет Республики Беларусь. К тому времени я уже трижды выезжал на места дорожно-транспортных происшествий. После передачи очередного дела в следственное управление области меня вызвал руководитель Бобруйского ГОСК и предложил специализироваться на расследовании дел о ДТП. Было приятно, но я отказался, объяснив это небольшим опытом работы, поскольку преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта являются достаточно сложными. 

Спустя несколько лет, в 2016 году, старший товарищ вновь предложил мне работать в отделе по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, пообещав оказывать необходимую практическую и техническую помощь. В этот раз я согласился, ведь всегда проявлял профессиональный интерес к делам такой категории, а мой практический опыт в следственной работе к тому времени достиг высокого уровня.
Спустя три года П.Хатари пригласили продолжить службу в отделе по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта следственного управления УСК по городу Минску. Решение о переводе в столицу он принимал в кругу семьи - к тому моменту у него было уже двое детей, поэтому, не посоветовавшись с близкими, дать ответ не мог. К слову, в настоящее время Павел Станиславович и его супруга Елена – многодетные родители, воспитывают двоих дочерей и сына. 

Служба в следственном управлении столицы сразу же наполнила мою жизнь другими красками: количество транспортных средств на дорогах Минска и организация дорожного движения значительно отличались от районного центра, — продолжает собеседник. — Что ни дело, то новая и уникальная дорожно-транспортная ситуация, требующая навыков применения не одного пункта Правил дорожного движения. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, я был уверен в своих решениях, поскольку за мной стояли опытные руководители.

Каждый из следователей отдела имел богатейший опыт работы и мог дать нужный совет. Благодаря поддержке коллег и руководства, П. Хатари быстро удалось влиться в новый коллектив. Он отличался сплоченностью и согласованностью. К примеру, при поступлении сообщения о резонансном происшествии поднимался весь отдел, и каждый отрабатывал порученное ему направление. Благодаря этому по окончании первых суток работы собирался материал в объеме, необходимом для принятия обоснованного и законного решения.

В практике П. Хатари было уголовное дело с участием автомобиля оперативного назначения – скорой медицинской помощи и такси, где приоритетность в движении в разный момент времени переходила от одного водителя к другому. По данному делу проведено семь следственных экспериментов по установлению обстоятельств произошедшего. В итоге обвинение было предъявлено водителю такси по ч. 2 ст. 317 УК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения).

Важным в работе следователя отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта является наличие видеозаписей с моментом развития дорожно-транспортной ситуации, — говорит офицер. — Они позволяют проанализировать момент, предшествующий событию на доли секунды, для последующего моделирования развития данной ситуации, и определить момент возникновения опасности для движения. А иногда понять, когда приоритетность движения переходит от одного водителя к другому, и для кого из них необходимо рассчитывать техническую возможность предотвращения столкновения и наступления последствий. Разобраться в сложных ситуациях с несколькими транспортными средствами, обладающими разными правовыми статусами, — основная задача следователя.